Три оклада и без спиртного. В каких условиях живёт наша группировка в Сирии
Автор – Сергей Осипов
Средиземноморье всегда считалось нервным центром Европы. Вот только после начала гражданской войны в Сирии этот центр стал слишком уж нервным. Корреспондент «АиФ» выяснил, как живётся здесь нашему контингенту.
Хотя российских военных можно встретить в самых разных уголках Сирии, основная часть группировки войск служит в 2 опорных точках, сданных РФ в аренду на 49 лет. Это Тартус и Хмеймим.
Танки по-арабски
Первая – часть порта одноимённого сирийского города. Официально этот объект называется 720-м пунктом материально-технического обеспечения Черноморского флота, но за последние годы он стал полноценной военно-морской базой. В её акваторию могут заходить все корабли российского ВМФ, кроме разве что авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Пока корабли пополняют запасы и по необходимости проходят ремонт (для этого недавно был построен береговой судоремонтный комплекс), экипажи отдыхают на суше. Родной корабль, конечно, дом для моряка, но при этом он остаётся железным ящиком.
Расчёт комплекса ПВО С-400 на базе Хмеймим тоже защищает воздушные границы России. Пограничный столб справа. Фото: АиФ/ Сергей Осипов
«Основная цель присутствия ВМФ России в Восточном Средиземноморье состоит в решении задач по охране и защите свободы судоходства как для нашей страны, так и для других стран, – объясняет цель присутствия здесь командир оперативного командования в дальней морской зоне капитан 1-го ранга Сергей Тронев. – При этом мы, естественно, обеспечиваем и охрану самого порта Тартус с морского и воздушного направлений, противолодочную, противоминную, противодесантную оборону и т. д. Особое внимание уделяем мерам против подводных диверсантов».
На пирсе рядами стоят недавно выгруженные грузовики, автозаправщики, полевые кухни, пушки и танки в непривычном для России пустынном окрасе. Очередной «сирийский экспресс» прибыл по расписанию. Танки, кстати, старые советские Т-55 с баз хранения. У нас они давно не используются, сирийские же танкисты предпочитают их более современным Т-72 за простоту и надёжность. Танк по-арабски называют «деббаби» – красиво звучит…
Малый ракетный корабль «Великий Устюг» выходит на боевое патрулирование. Фото: АиФ/ Сергей Осипов
Щи да авокадо
Если Тартус осваивался нашими моряками с 1971 г., то авиабаза ВКС России Хмеймим – новое приобретение. По бытовым условиям она напоминает любой гарнизон где-нибудь в центре России. Вся еда – только привозная, в том числе овощи, которых и здесь с избытком. Воду, правда, не возят, а добывают на месте из артезианской скважины. Зато привозят пластиковые бутылки для её розлива. Меню трёх столовых базы Хмеймим никакой скидки на жаркий климат не делает: щи да каша, макароны да гуляш. Первое и второе выдают по порциям, зато салата – сколько сам себе положишь. Офицеры и солдаты едят из одного котла. Только пилоты самолётов получают дополнительный лётный паёк: сыр и шоколад.
Впрочем, одно местное изделие на российских базах в Сирии найти всё-таки удалось: эвкалиптовые веники для бани. Аромат, говорят, непередаваемый. Ну и фрукты, которые моряки в Тартусе выращивают прямо на территории своего пункта МТО. С двух гектаров сирийской земли при помощи капельного орошения снимают в год по 4 тонны лимонов, гранатов, авокадо и помело.
Солдаты и офицеры едят в разных столовых, но из одного котла. Фото: АиФ/ Сергей Осипов
Льготы и привилегии
По сути, все наши, кто служит в Сирии, получают по тройному тарифу. Полковник в месяц зарабатывает порядка 200 тыс. руб., контрактники – поменьше, но тоже неплохо. Сержант-водитель, с которым удалось поговорить, в армии уже 10 лет. В Пскове, куда он вернётся после сирийской командировки, он получал 43 тыс. со всеми надбавками. Здесь с ними же – 150 тыс. руб. За такие деньги «сирийцы» готовы мириться с казарменным положением, месяцами торчать на базе и терпеть «сухой закон». К тому же к деньгам прилагаются другие приятные мелочи вроде выслуги по формуле «день за три» и отпуска по формуле «за 3 дня здесь – 2 дня там».
Стратегические носки
На нынешний момент в Сирии послужили под 80 тыс. российских военных. Минимальный срок контракта – полгода. За это время военнослужащему должны выдать 2 комплекта формы для жаркого климата нового образца. Предыдущий, официально именовавшийся «цвета какао с молоком», в войсках не прижился. Его называли не иначе как «поросёночным»: через месяц под южным солнцем комплект выцветал до пронзительно-розового состояния. Зато новая форма понравилась всем. Ткань облегчили, добавили светло-коричневые и бледно-зелёные тона. От формы «Сирия-1» остались только высокие шнурованные ботинки из жёлтой замши. Как и одежду, их можно стирать в машине. Некоторую оторопь сперва вызывали предложенные Вещевым управлением Минобороны толстые «плюшевые» носки. Но оказалось, что как раз в них нога даже при +50 градусах нагревается не так сильно, как в тонких носках. Стратегически важное изделие эти носки!
Что Россия делает в Сирии?
При любом обсуждении проблем России противная сторона почти всегда задает один и тот же вопрос – а что мы делаем в Сирии? Это намек на то, что мы как и СССР залезли куда то в чужие дела и опять тратим деньги на чужие страны, а в наш народ "недоедает".
Ответить на этот вопрос можно несколькими аргументами, но такие, как "национальные интересы" мало кто с противоположной стороны способен понять, даже тогда, когда начинаешь про пути газо– и нефтепроводов и заканчивая тем, что террористов проще уничтожать на чужой территории.
Но есть один нюанс, про который вообще многие забывают...
Министр обороны РФ: «По итогам боевых действий в Сирии у нас, естественно, был проведен большой разбор полетов, и не один, и не десять. Могу вам сказать, что около 300 типов вооружения были доработаны с учетом сирийского опыта, а 12 образцов, которые считались перспективными, мы просто сняли с производства и с вооружения».
Вообще, возможность обкатать вооружение, различные системы и личный состав в реальных боевых действиях условиях очень дорогого стоит. Это в дальнейшем в критической ситуации спасет огромное количество своих граждан и может в корне изменить ход событий в свою пользу.
Шойгу так же добавил, что через Сирию прошли «командиры полков, бригад, дивизий, командующие армиями, командующие войсками военных округов» и другие представители армии, в том числе профессорско-преподавательский состав почти всех высших военных учебных заведений.
Министр отметил, что после применения в САР прошли модернизацию в том числе крылатые ракеты «Калибр».
«Если говорить о применении высокоточного оружия, то, например, раньше для загрузки полетного задания в крылатую ракету «Калибр» требовалось столько времени, что цель могла уйти. А сегодня время загрузки полетного задания в «Калибр» уменьшилось, подчеркну, кратно. И эта работа на уменьшение времени для передачи целеуказаний ведется постоянно», – сказал он.
Один из самых современных российских вертолетов Ка-52 «Аллигатор» будет серьезно модернизирован. Опыт эксплуатации этих машин в Сирии выявил несколько слабых мест, которые необходимо устранить.
У боевого многофункционального робота "Уран-9" во время применения в Сирии выявили ряд недостатков. Военные специалисты нашли недоработки в управлении, подвижности, огневой мощи, разведывательных и наблюдательных функциях робота. Все это будет устранено в ближайшее время.
Ну и так далее. Не думаю, что я упомянул все нюансы, которые выявили военные во время участия в сирийских событий.
Часто слышу о стоимости операции, которую Россия платит в Сирии. А сколько стоят будущие не погибшие солдаты и завершение какого-то будущего военного конфликта в пользу России?
Военная служба по контракту в Сирии: как попасть, зарплата, вакансии
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…