
Недопустимой и бесчеловечной назвали международные правозащитники попытку использовать воду как оружие против мирных жителей в Сирии. Третью неделю террористы блокируют важнейшие источники питьевой воды в провинции Дамаск, мучая, таким образом, 5 миллионов человек. На помощь пришли российские военные. Офицеры Центра по примирению ведут переговоры о допуске ремонтных бригад и доставляют воду.
Женщина у скважины поднимает пятилитровую бутылку технической воды и жадно пьет. К этой примитивной очистительной станции съезжаются изо всех окрестных сел. Воду из чрезвычайно загрязненной реки таким оборудованием до качества питьевой точно не очистить. "Та вода, которая шла с горного водозабора в Дамаск, была доступна и для нас. Теперь, посмотрите, что сделали боевики. Они направили всю ее в эту грязную реку. От притока подземной питьевой воды она, увы, чище не стала, — говорит Вахида, жительница села Думар.
К тому же, выше по течению — импровизированная автомойка. Мы едем мимо водителей, моющих машины выше по течению, мимо бурлящего порога реки со всяким мусором и пеной."Это берег реки Барада. Девять поселков на берегу. Семь из них присоединились к перемирию, а два — нет. Боевики, контролирующие Айн Фиджи взорвали водозабор, питающий питьевой водой столицу Сирии Дамаск.
В некоторые районы Дамаска воду подают по графику. Горожане спешат заполнить баки, установленные здесь почти на каждой крыше. На окраине столицы Сирии — насосная станция, куда сходятся трубопроводы сразу из нескольких подземных скважин. Автоцистерны отправляются отсюда в круглосуточном режиме. Безопасность обеспечивает наряд полиции. "Это дело чести — обеспечить доставку питьевой воды всем, кто из-за действий боевиков ее лишился. Мы охраняем и саму станцию, и сопровождаем машины по пути. И люди это ценят, очень благодарны", — говорит Хусейн, представитель полиции Дамаска.
Офицеры российского центра по примирению, работающие в провинции Дамаск, ведут сложные переговоры с боевиками, взорвавшими водозабор и контролирующими окрестные села. Как только договоренность об их присоединении к перимирию будет достигнута, ремонтные бригады смогут восстановить подачу питьевой воды в столицу Сирии.
Басиля встречаем в квартале от центра по оплате за коммунальные услуги. Воду в его квартал все еще подают нерегулярно. Рассказывает нам, почему все друзья и соседи все же стараются не задерживать с оплатой."Платим исправно. Ведь правительство делает все для восстановления прежней мирной жизни. Надо помогать и разделять эту ответственность. Пришла квитанция — оплати!"
Многие же по-прежнему приезжают к сооруженным на скорую руку министанциям очистки. Хайдараб рассказывает нам, что отсутствие питьевой воды считает трудностью временной. "Да, боевики не думают ни о больных, ни о маленьких детях. Лишить питьевой воды в наших условиях — бесчеловечно. У нас есть власть, которая все исправит. Нам помогает Россия. Нас не сломишь, и, вот увидите, скоро бандитов не будет на нашей земле", — уверен Хайдараб, житель села Кадасиа.
Дамаск, многомиллионная столица Сирии, смог наладить полноценное снабжение питьевой водой горожан, даже несмотря на то, что боевики подорвали главный водозабор города. В те районы, куда подача воды временно осложнилась, ее доставляют автоцистернами.
В этот невероятно сложный период инициативу в свои руки взяли офицеры Российского центра по примирению. Именно они вступили в переговоры с боевиками, которые смогли вывести из строя, пожалуй, самый важный водозабор Дамаска, и до сих пор продолжают контролировать его окрестности. Переговоры идут непросто. Встречи с посредниками проходят ежедневно.
Как только эта важнейшая работа завершится — к подорванному водозабору в селе Эль Фиджи смогут проехать ремонтные бригады. Которые в кратчайшие сроки готовы и смогут восстановить работу этой важнейшей водной артерии Дамаска. А пока российские офицеры, помимо переговоров с боевиками о прекращении огня, участвуют и в организации процесса подвоза воды из артезианских скважин и естественных природных источников.
Жители Дамаска видят и осознают помощь России и благодарны за нее. Вера в то, что мирная жизнь скоро восстановится окончательно, крепнет у сирийцев с каждым днем.
